Депутат о школьной реформе: новые предметы вводиться не будут
Масштабная реформа старшей школы начнется в этом году. Чиновники
предлагают отказаться от изучения ряда предметов в пользу воспитания
патриотизма. Как рассказал в интервью "Утру России" глава комитета
Госдумы по культуре Григорий Ивлиев, новая программа будет вводиться
постепенно в течение года. Видеоролик здесь.
Диктор 1: В нынешнем году должны начаться масшабные реформы старшей
школы. Чиновники предлагают отказаться от привычных предметов, таких как
Русский язык, Математика и Физика, в пользу усиленного воспитания
патриота и гражданина. Диктор 2: Количество предметов предложено
сократить вдвое, до 9. Обязательными для всех останутся Физкультура,
Основы безопасности и жизнедеятельности и две совершенно новые науки под
названиями Гражданская зрелость и Россия в мире. Остальные 5 по выбору.
Кроме того, половину учебного дня займут воспитательные мероприятия. Диктор
1: О том, как же все это будет выглядеть на деле, наша коллега,
Анастасия Чернобровина, пыталась узнать у председателя комитета Гос.
Думы по культуре Григория Ивлиева. А.Ч.: Григорий Петрович, доброе утро. Г.И.: Здравствуйте. А.Ч.:
Давайте обо всем по порядку. Как вы себе представляете объединение
предметов? Например: Химию, Физику, Биологию можно объединить в единый
предмет под названием Естествознание? Наверное про это речь идет? Г.И.: Это не объединение, а это самостоятельный предмет Естествознание. А.Ч.: Какие предметы будут обязательными? Вот с этого начнем. Г.И.:
Выделяются 5 предметных групп. Из каждой, из этой предметной группы, по
выбору школы, можно выбрать один или два предмета. Из них 3-4 изучать в
качестве профильных, 3-4 в качестве базовых. Никакого увеличения объема
не происходит, но происходит перераспределение нагрузки. А.Ч.: Но
вот еще... Говорят что учебный день, пока это 6-7 уроков при разделении
на две части поделится на образовательную и воспитательную. Т.е.
нагрузки у детей будет больше или меньше? И кто будет отвечать за
воспитательную часть и что это вообще такое? Г.И.:
Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма, социализация
ребенка - это не отдельный предмет. Преподавая любой предмет, мы должны
давать человеку эти ценности. А.Ч.: Вот во второй части, в
воспитательной, конкретно читаю "поисковые работы на полях Боевой Славы и
прочие акции, направленные на формирование личности гражданина". Очень
сложно, ничего не понятно. Г.И.: Это когда дети, в каникулярное время, едут на архелогические раскопки, когда они едут в какие-то природные заповедники... А.Ч.: Они едут с преподавателями, с какими-то руководителями? Г.И.:
Они едут с преподавателями, с какими-то руководителями. Для
образовательного учреждения, нам важно, чтобы они..., чтобы оно
представляло послешкольный маршрут своего ученика. Что делает ученик
после школы? А.Ч.: Вы мне объясните: это теперь какая-то обязательная ответственность преподавателя за детей или просто рекомендательная? Г.И.:
Нет. Это как раз обязанность учебного учреждения, которое должно
транслироваться в какое-то поведение учителя, который должен этим
заниматься. Давайте все-таки обратим внимание на то, чтобы наших детей
воспитывали в школе. Не просто передали им сумму знаний... А.Ч.: Понятно. Г.И.:
Но и поставили перед ними нравственные цели. Чтобы те, общечеловеческие
ценности, которые есть в жизни они были им известны и они могли видеть
эти модели поведения, знали о них. А.Ч.: Вы, по-моему, предложили ввести Современную мифологию? Правильно я понимаю? Г.И.:
Да никто не предлагает ввести там предмет Современная мифология или,
там, Современное художественное творчество. Или, как многие говорят,
чуть-ли предмет патриотизма вводят. Новых предметов не предполагается
вводить. Но ткань, которая создается для изучения, она должна быть
современная в той части, в которой мы преподаем. В части Литературы. Ну
представьте себе, хорошо, когда изучаем Тургенева, изучаем Толстова,
изучаем советскую литературу. Но мы должны и понимать, что пишут наши
современники. И как описываются наши современники. И что в нашей
современной жизни главное, нравственное, болезненное, а этого
произведения мы не получаем до сих пор. А.Ч.: А скажите, Георгий
Петрович, новые стандарты, они будут сначала приняты как эксперимент или
сразу будут внедрятся во все школы? Г.И.: Новые программы будут
вводится постепенно в течении 11 года, но до первого сентября я думаю
все школы уже будут им охвачены. А.Ч.: А, общественное, какое-то, мнение будет учитываться? Г.И.:
Сейчас эти стандарты выставлены для обсуждения. Они не приняты еще, они
сейчас, как раз, и обсуждаются. И до 15 февраля мы все имеем
возможность с ними ознакомиться и высказать свои замечания. Важно понять
то, что они исходят из тех потребностей, которые сейчас складываются в
школе. А.Ч.: Спасибо вам большое. Главное, чтобы те люди, которые
создают этот закон, законопроект, прислушались к мнению и учителей, и
родителей и, самое главное, детей. А на мои вопросы ответил председатель
комитета Государственной Думы по культуре Григорий Ивлиев. Хорошего дня
вам. Сайт Федеральных Государственных образовательных стандартов: http://standart.edu.ru/ Обсуждение на сайте "ЗАВУЧ.инфо" здесь.
|