И библиотекарь,
и педагог
По предложению
Минобрнауки России раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников
образования» ЕКС дополнен должностью
«педагог-библиотекарь». Актуальные
вопросы, связанные с появлением новой
должности, особенностями работы
педагога-библиотекаря и его статуса,
разъясняют эксперты Общероссийского
профсоюза образования. Вера Понкратова
КОММЕНТАРИЙ
к нормативным
правовым актам, регулирующим вопросы
осуществления деятельности
педагогов-библиотекарей
Приказом
Минздравсоцразвития России от 31 мая
2011 г. №448н «О внесении изменения в Единый
квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»
(зарегистрирован Минюстом России 1 июля
2011 года, регистрационный №21240) указанный
раздел дополнен новой квалификационной
характеристикой должности
«педагог-библиотекарь».
Приказ
Минздравсоцразвития России от 31 мая
2011 г. №448н официально опубликован в
«Российской газете» от 13 июля 2011 г. №150
и вступил в силу с 24 июля 2011 года.
Установлено,
что наименование должности
«педагог-библиотекарь» применяется в
образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования.
В связи с
нормативно-правовым введением новой
должности «педагог-библиотекарь»,
которая отнесена к категории должностей
педагогических работников, возникает
целый ряд вопросов, которые нуждаются
в первоочередном прояснении и разрешении:
- если в штате
учреждения есть должность библиотечного
работника, следует ли заменять ее на
должность педагога-библиотекаря;
- если принято
решение о введении в штат учреждения
должности педагога-библиотекаря, то
обязаны ли руководители удовлетворять
требования библиотечных работников
данных учреждений о переводе их на
должность педагога-библиотекаря;
- распространяются
ли на педагогов-библиотекарей льготы,
преимущества, порядок пенсионного
обеспечения, установленные для
педагогических работников;
- на каких
условиях педагоги-библиотекари могут
выполнять дополнительную педагогическую
работу;
- каковы условия
оплаты труда педагогов-библиотекарей,
кто их определяет, от чего зависит размер
должностного оклада;
- распространяется
ли на педагогов-библиотекарей порядок
аттестации, установленный для других
педагогических работников, а также
другие вопросы.
В настоящем
комментарии авторы делают попытку
ответить на эти и другие актуальные
вопросы, связанные с появлением новой
должности «педагог-библиотекарь»,
особенностями его деятельности,
реализацией социально-трудовых прав и
гарантий.
1. Порядок
введения в штат учреждения должности
педагога-библиотекаря
Появление новой
должности служащих и утверждение
квалификационной характеристики
должности «педагог-библиотекарь» не
означает, что из штатных расписаний
учреждений должны быть в обязательном
порядке исключены все должности
библиотечных работников, включая
заведующих библиотеками.
Органы,
осуществляющие управление в сфере
образования, не вправе давать указания
образовательным учреждениям о внесении
изменений в их штатные расписания, в
том числе об исключении должности
библиотечного работника и внесении
вместо нее в штатное расписание должности
педагога-библиотекаря, поскольку в
соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об
образовании» установление структуры
и штатного расписания образовательного
учреждения отнесено к компетенции
самого образовательного учреждения.
Следовательно,
руководители учреждений вправе
самостоятельно принимать решение о
наименованиях должностей работников
и комплектовании кадров, которые будут
обеспечивать работу с библиотечным
фондом и информационными ресурсами в
учреждении, поскольку эта деятельность
является основной как для библиотекаря,
так и для педагога-библиотекаря.
К примеру, в
крупных общеобразовательных учреждениях
с большим количеством классов при
наличии объективных условий и финансовых
возможностей в школьных библиотеках
работа может выполняться несколькими
специалистами, в том числе библиотечными
работниками и педагогами-библиотекарями.
Поэтому если
учреждение сочтет целесообразным с
учетом имеющихся ресурсов, в том числе
финансовых возможностей, иметь в штате
должность педагога-библиотекаря, то
для этого необходимо внести соответствующие
изменения в штатное расписание учреждения.
Если в штатном расписании предусмотрена
должность библиотечного работника, но
не предполагается ее сохранение, то из
штатного расписания эта должность
должна быть исключена и введена другая
требуемая должность.
При этом если
должность библиотекаря занята, то после
издания соответствующего приказа о
внесении изменений в штатное расписание
работодатель обязан соблюсти процедуру,
применяемую при сокращении штата
работников, в том числе:
письменно
предупредить работника под роспись не
менее чем за два месяца о возможном
увольнении по сокращению штата, предложить
работнику имеющуюся работу (как по
вакантной должности, соответствующей
квалификации работника, так и вакантной
нижестоящей должности или нижеоплачиваемой
работы), которую работник может выполнять
с учетом его состояния здоровья
(работодатель обязан предлагать работнику
все отвечающие указанным требованиям
вакансии, имеющиеся у него в данной
местности);
уведомить в
письменной форме не позднее чем за два
месяца до начала проведения соответствующего
мероприятия государственные органы
службы занятости (пункт 2 статьи 25 Закона
РФ «О занятости населения в Российской
Федерации») и выборный орган первичной
профсоюзной организации данного
учреждения (часть первая статьи 82
Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)1.
Если работник,
занимающий должность библиотекаря,
соглашается на предложение работодателя
о переводе на должность педагога-библиотекаря,
то в его трудовой договор вносятся
соответствующие изменения путем
заключения дополнительного соглашения.
Принимая во внимание, что у работника
изменяется трудовая функция, другие
обязательные, а также дополнительные
условия трудового договора, в данном
случае целесообразно в дополнительном
соглашении предусмотреть изложение
трудового договора в новой редакции.
Кроме того, работодатель издает приказ
о переводе работника на эту должность.
В случае отказа
работника от перевода на другую должность
либо в случае, когда у работодателя
отсутствует работа, соответствующая
квалификации работника (в том числе
тогда, когда у работника, занимавшего
должность библиотекаря, отсутствует
высшее образование, которое требуется
для занятия должности педагога-библиотекаря,
а других вакансий нет), трудовой договор
по истечении двух месяцев прекращается
по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ.
Увольнение
работников, являющихся членами профсоюза,
по основаниям, предусмотренным пунктом
2 части первой статьи 81 ТК РФ, производится
с учетом мотивированного мнения выборного
органа первичной профсоюзной организации
в соответствии со статьей 373 ТК РФ с
обеспечением социально-трудовых
гарантий, связанных с увольнением в
связи с сокращением численности или
штата работников (выплата выходного
пособия, сохранение среднего заработка
на период до трудоустройства и т. д.).
Нарушение
работодателем установленной законом
процедуры увольнения работника по
сокращению численности или штата может
повлечь признание увольнения в судебном
порядке незаконным и необоснованным,
восстановление работника на прежней
работе, выплату ему среднего заработка
за время вынужденного прогула и возмещение
морального вреда, а также юридическую
ответственность работодателя за
нарушение трудового законодательства.
Следует также
учитывать, что в определенных случаях
при решении работодателем вопросов
комплектования кадров, в том числе при
назначении на должность педагога-библиотекаря
(перевод на эту должность библиотекаря),
допускается прием на работу (перевод)
лиц, уровень квалификации которых не
отвечает требованиям квалификационных
характеристик, для чего применяются
особые положения, содержащиеся в разделе
«Общие положения» Квалификационных
характеристик должностей работников
образования.
Так, пунктом 9
раздела «Общие положения» Квалификационных
характеристик должностей работников
образования предусмотрено, что лица,
не имеющие специальной подготовки или
стажа работы, установленных в разделе
«Требования к квалификации», но обладающие
достаточным практическим опытом и
компетентностью, выполняющие качественно
и в полном объеме возложенные на них
должностные обязанности, по рекомендации
аттестационной комиссии2 могут быть
назначены на соответствующие должности
так же, как и лица, имеющие специальную
подготовку и стаж работы.
2. Должности
работников в библиотеках учреждений и
их должностные обязанности
При решении
вопроса о должностном комплектовании
(наименованиях должностей работников)
библиотек учреждений необходимо
учитывать различия в должностных
обязанностях библиотечных работников
и педагога-библиотекаря.
Должностные
обязанности библиотекарей определены
квалификационной характеристикой,
утвержденной приказом Минздравсоцразвития
России от 30 марта 2011 г. №251н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов
и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников
культуры, искусства и кинематографии»
(зарегистрирован в Минюсте России 24 мая
2011 г., регистрационный №20838).
Необходимо
учитывать, что в должностные обязанности
библиотечных работников выполнение
педагогической работы не входит, поэтому
при ее фактическом выполнении с согласия
работников такая педагогическая работа
им должна дополнительно оплачиваться.
Так, при наличии
соответствующей подготовки школьные
библиотекари, как и другие работники
общеобразовательных учреждений
(руководители, их заместители,
педагоги-психологи, воспитатели и др.),
могут осуществлять преподавательскую
работу по какому-либо учебному предмету,
курсу, дисциплине или отдельной теме,
которые предусмотрены учебным планом,
образовательной программой, или вести
занятия в кружке.
За преподавательскую
работу библиотечным работникам должна
производиться дополнительная оплата
в порядке и на условиях, установленных
для учителей или педагогов дополнительного
образования, в зависимости от ее
содержания. При этом преподавательская
работа, осуществляемая помимо основной
работы в одном и том же образовательном
учреждении без занятия штатной должности,
не считается совместительством и может
с разрешения руководителя учреждения
выполняться в основное рабочее время.
Педагогу-библиотекарю
согласно утвержденной квалификационной
характеристике помимо работы с
библиотечным фондом и информационными
ресурсами вменяется в обязанность
педагогическая работа, связанная с
участием в реализации основной
образовательной программы начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования, а также с
осуществлением дополнительного
образования обучающихся, воспитанников
по культурному развитию личности,
продвижению чтения, поддержке интереса
к литературе, к развитию словесности и
формированию информационной культуры,
освоению инновационных технологий,
методов и форм библиотечно-информационной
деятельности, которая может осуществляться
в кружковой, клубной и иных формах
работы. Следовательно, такая педагогическая
работа, входящая в круг основных
обязанностей педагога-библиотекаря,
не подлежит дополнительной оплате.
При этом следует
особо отметить, что по предложению
Общероссийского Профсоюза образования
при согласовании проекта квалификационной
характеристики должности
«педагог-библиотекарь» из раздела
«Должностные обязанности» были исключены
такие функции, как осуществление
образовательного процесса в соответствии
с основной образовательной программой
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования,
проведение учебных занятий. Эти функции
являются прямыми обязанностями учителей
и не могут одновременно быть включены
в должностные обязанности другого
работника, даже если именовать его
должность «педагог-библиотекарь»,
поскольку одной из основных его функций
остается работа с библиотечным фондом
и информационными ресурсами.
3. Трудовые и
иные права и обязанности педагогов-библиотекарей
Согласно приказу
Минздравсоцразвития России от 31 мая
2011 года №448н должностью «педагог-библиотекарь»
дополнен раздел квалификационных
характеристик работников образования,
именуемый «Должности педагогических
работников». Это означает, что должность
педагог-библиотекарь отнесена к
должностям педагогических работников.
Вместе с тем
отнесение должности педагога-библиотекаря
к категории педагогических работников
само по себе не означает, что на работника,
который будет занимать указанную
должность, автоматически будет
распространяться большинство гарантий,
установленных для педагогических
работников, поскольку они определяются
в зависимости от занимаемой должности,
типа и вида образовательного учреждения
и регулируются как напрямую законодательными
актами Российской Федерации, так и иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, в которые необходимо внести
соответствующие дополнения в отношении
должности педагога-библиотекаря.
Следовательно,
реализация определенных прав, установленных
законодательством Российской Федерации
для педагогических работников, в
настоящее время находится в прямой
зависимости от того, насколько оперативно
будут внесены необходимые дополнения
в соответствующие подзаконные нормативные
правовые акты, прежде всего в:
приказ Минобрнауки
России от 24 декабря 2010 г. №2075 «О
продолжительности рабочего времени
(норме часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических
работников» (вступил в силу с 4 июля 2011
года), которым регулируется сокращенная
продолжительность рабочего времени
педагогических работников;
постановление
Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724
«О продолжительности ежегодного
основного удлиненного оплачиваемого
отпуска, предоставляемого педагогическим
работникам» (с изменениями и дополнениями).
Необходимо
также внесение изменений и дополнений
в другие нормативные правовые акты,
которые определяют порядок реализации
прав и мер социальной поддержки
педагогических работников, предусмотренных
Трудовым кодексом РФ и статьей 55 Закона
РФ «Об образовании».
Так, педагогические
работники образовательных учреждений
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, пользуются правом
на получение пенсии за выслугу лет
(досрочно назначаемой трудовой пенсии
по старости) до достижения ими пенсионного
возраста.
Вместе с тем
назначение досрочно трудовой пенсии в
связи с педагогической деятельностью
предусмотрено в том случае, если работа
не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях
и должностях, предусмотренных Списком
работ, профессий, должностей, специальностей
и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости
(утвержден постановлением Правительства
РФ от 29 октября 2002 г. №781 (с изменениями
и дополнениями). Однако должность
педагога-библиотекаря указанным Списком
не предусмотрена, поэтому работа в этой
должности не будет учтена при назначении
данной пенсии (для изменения ситуации
требуется дополнение указанного Списка,
а в случае положительного решения -
наличие требуемого для ее назначения
стажа работы в течение 25 лет в определенных
должностях в соответствии со Списком).
Педагогические
работники, проживающие и работающие в
сельской местности, рабочих поселках
(поселках городского типа), имеют право
на предоставление компенсации расходов
на оплату жилых помещений, отопления и
освещения. Размер, условия и порядок
возмещения расходов, связанных с
предоставлением указанных мер социальной
поддержки педагогическим работникам
образовательных учреждений субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образовательных учреждений, устанавливаются
законодательством субъектов Российской
Федерации и обеспечиваются за счет
средств бюджетов субъектов РФ. Смогут
ли педагоги-библиотекари пользоваться
указанными мерами социальной поддержки,
будет зависеть от принятых в субъектах
РФ законодательных и иных подзаконных
нормативных правовых актов.
Если для
педагогических работников федеральных
государственных учреждений размер
ежемесячной денежной компенсации в
целях содействия их обеспечению
книгоиздательской продукцией и
периодическими изданиями предусмотрен
непосредственно пунктом 8 статьи 55
Закона РФ «Об образовании», то
педагогическим работникам государственных
образовательных учреждений, находящихся
в ведении субъектов Российской Федерации,
указанная денежная компенсация
выплачивается по решению органа
государственной власти субъекта РФ в
размере, устанавливаемом указанным
органом; педагогическим работникам
муниципальных образовательных учреждений
- по решению органа местного самоуправления
в размере, устанавливаемом указанным
органом.
В соответствии
с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ
«Об образовании» педагогические
работники образовательного учреждения
не реже чем через каждые 10 лет непрерывной
преподавательской работы имеют право
на длительный отпуск сроком до одного
года, порядок и условия предоставления
которого определяются учредителем и
(или) уставом данного образовательного
учреждения, в том числе и перечень
должностей, работа в которых засчитывается
в стаж непрерывной преподавательской
работы. В случае если педагог-библиотекарь
будет одновременно вести преподавательскую
работу в должности учителя, то для
реализации этого права на указанных
условиях необходимо предусмотреть эту
должность в данном перечне.
Педагогические
работники образовательного учреждения
имеют право проходить не реже чем один
раз в пять лет профессиональную
переподготовку или повышение квалификации
в соответствии с федеральными
государственными требованиями к минимуму
содержания дополнительной профессиональной
образовательной программы и уровню
профессиональной переподготовки
педагогических работников, установленными
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.
Следовательно,
должны быть установлены федеральные
государственные требования к минимуму
содержания дополнительной профессиональной
образовательной программы и уровню
профессиональной переподготовки
педагогов-библиотекарей, а образовательными
учреждениями, реализующими образовательные
программы профессиональной переподготовки
или повышения квалификации, должны быть
разработаны соответствующие программы
для педагогов-библиотекарей, учитывая,
что в вузах подготовка таких специалистов
не осуществляется.
Таким образом,
основные права педагогических работников,
предусмотренные Законом РФ «Об
образовании», а также академические,
трудовые и иные права, установленные
другими федеральными законами, типовыми
положениями об образовательных
учреждениях, иными нормативными правовыми
актами, могут быть распространены на
педагогов-библиотекарей, как правило,
только через подзаконные нормативные
правовые акты, принятие которых должно
быть инициировано федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
государственную политику в сфере
образования, а также другими уполномоченными
органами власти.
Необходимо
учитывать также, что на педагогов-библиотекарей
должны распространяться не только
права, но и обязанности, установленные
для педагогических работников
законодательством Российской Федерации.
К числу таких
обязанностей относится обязанность
проходить аттестацию с целью подтверждения
соответствия занимаемой должности,
которая проводится один раз в 5 лет в
отношении педагогических работников,
не имеющих квалификационных категорий
(первой или высшей). Порядок аттестации
педагогических работников государственных
и муниципальных образовательных
учреждений утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 24 марта 2010
года №209 «О порядке аттестации
педагогических работников государственных
и муниципальных образовательных
учреждений» и введен в действие с 1
января 2011 года.
При этом следует
учитывать, что в соответствии с пунктом
18 указанного порядка не подлежат
аттестации педагогические работники,
проработавшие в занимаемой должности
менее двух лет. То есть работники,
занимающие должность педагога-библиотекаря
менее двух лет, а также получившие первую
квалификационную категорию в течение
первых двух лет работы в этой должности,
не могут быть представлены работодателем
для прохождения аттестации с целью
подтверждения соответствия занимаемой
должности.
К числу прав,
связанных с аттестацией, можно отнести
право педагога-библиотекаря на прохождение
аттестации для установления соответствия
уровня его квалификации требованиям,
предъявляемым к первой квалификационной
категории, которая проводится на
основании заявления педагогического
работника в установленном порядке. С
заявлением о проведении аттестации на
высшую квалификационную категорию
педагог-библиотекарь вправе обратиться
не ранее чем через 2 года после установления
первой. Всесторонний анализ результатов
профессиональной деятельности
педагогов-библиотекарей при этом должен
осуществляться на основе требований,
предъявляемых к квалификационным
категориям, с учетом особенностей их
деятельности по исполнению должностных
обязанностей, предусмотренных
квалификационной характеристикой.
4. Условия
выполнения педагогами-библиотекарями
дополнительной педагогической работы
Помимо
педагогической работы, входящей в
обязанности педагогов-библиотекарей
и не подлежащей дополнительной оплате,
эти работники в том же образовательном
учреждении могут осуществлять при
наличии соответствующей подготовки
преподавательскую работу по учебному
предмету. Такая работа так же, как и для
других работников, может быть разрешена
в основное рабочее время, поскольку не
считается совместительством и подлежит
оплате в порядке и на условиях,
установленных для учителей.
5. Регулирование
условий оплаты труда педагогов-библиотекарей
Единой системы
оплаты труда педагогических работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений, как это
предусматривалось до 1 января 2005 года
при применении на всей территории
Российской Федерации единой тарифной
сетки, в настоящее время не установлено.
В соответствии
со статьей 135 ТК РФ заработная плата
работнику, в том числе педагогу-библиотекарю,
устанавливается трудовым договором в
соответствии с действующей у данного
работодателя системой оплаты труда.
Системы оплаты
труда, включая размеры тарифных ставок,
окладов (должностных окладов), ставок
заработной платы, доплат и надбавок
компенсационного характера, в том числе
за работу в условиях, отклоняющихся от
нормальных, системы доплат и надбавок
стимулирующего характера и системы
премирования, устанавливаются
коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами в
соответствии с трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права.
Локальные
нормативные акты, устанавливающие
системы оплаты труда, принимаются
работодателем с учетом мнения
представительного органа работников
(выборного органа первичной профсоюзной
организации данного учреждения).
Условия оплаты
труда, определенные трудовым договором,
не могут быть ухудшены по сравнению с
установленными трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права,
коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами. А
условия оплаты труда, определенные
коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами, не
могут быть ухудшены по сравнению с
условиями, установленными трудовым
законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы
трудового права.
Так, в соответствии
со статьей 144 ТК РФ муниципальные
учреждения должны устанавливать системы
оплаты труда коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными
актами в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ и нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления, которые не должны
противоречить нормам федерального
законодательства.
Следовательно,
должны быть внесены соответствующие
изменения в региональные и муниципальные
нормативные правовые акты по вопросам
оплаты труда работников образования,
а также в коллективные договоры учреждений
и положения об оплате труда работников.
Из изложенного
следует, что регулирование вопросов
оплаты труда педагогов-библиотекарей,
в том числе при выполнении работы в
сельской местности, будет осуществляться
по-разному, то есть с учетом норм
законодательных и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации и нормативных правовых актов
органов местного самоуправления (в том
числе в зависимости от их финансового
положения), а также локальных нормативных
актов, принятых непосредственно
учреждениями.
Кроме того, если
система оплаты труда работников
образовательного учреждения строится
на основе профессиональных квалификационных
групп должностей работников образования,
утвержденных приказом Министерства
здравоохранения и социального развития
РФ от 5 мая 2008 г. №216н, необходимо учитывать,
что должность педагога-библиотекаря
данным приказом в настоящее время не
предусмотрена, а следовательно, по этой
должности не определен и квалификационный
уровень, в соответствии с которым
определяется дифференциация размеров
должностных окладов (ставок заработной
платы) педагогических работников.
Учитывая это
обстоятельство, Общероссийский Профсоюз
образования предложил Минобрнауки
России отнести должность педагога-библиотекаря
к четвертому квалификационному уровню
профессиональной квалификационной
группы должностей педагогических
работников, а также в целом подготовить
необходимые проекты нормативных правовых
актов, связанных с регулированием прав
и мер социальной поддержки в отношении
педагогов-библиотекарей.
Вера ПОНКРАТОВА,
Жанна ОСИПЦОВА, специалисты аппарата
Профсоюза работников народного
образования и науки РФ
_____________________________
1 Подробные
разъяснения по вопросам расторжения
трудового договора по инициативе
работодателя в связи с сокращением
численности или штата работников
образования содержатся в тематическом
информационном бюллетене ЦК Профсоюза
№43 «Расторжение трудового договора в
связи с сокращением численности или
штата работников образовательного
учреждения: общие положения и особенности
правового регулирования» (июнь 2009 г.,
часть 2).
2 Разъяснения
о порядке применения данного положения
содержатся в Комментарии к разделам
Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов
и других служащих «Квалификационные
характеристики должностей работников
образования» (информационный бюллетень
ЦС Профсоюза №17, июнь 2011 г.)
|