Профсоюзная организация образования Первомайского района ...
Понедельник, 29.04.2024, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Обращения Профсоюза
Материалы Профсоюза
Материалы газеты "Мой профсоюз"
Статистика
Главная » Статьи » В Центральных органах Профсоюза » Материалы газеты "Мой профсоюз"

После отпуска

После отпуска

​Вы замечали, как трудно после длительного отдыха снова настроиться на работу? Как мучительно вставать по утрам, как долго тянутся часы в школьном кабинете, раздражают коллеги и совсем не хочется ничего делать? Нет? Тогда вас можно только поздравить - вам незнаком постотпускной синдром, который, по статистике, переживает каждый третий россиянин. Но если начало работы в новом учебном году связано для вас с негативными переживаниями, было бы ошибкой принять их как должное и не разобраться в причинах.


Возможно, вам действительно требуется немного времени, чтобы после летнего отдыха войти в рабочий ритм, но, возможно, ваше настроение связано с общей неудовлетворенностью работой. В результате возникает состояние, которое можно обозначить и как стресс (у одних), и как дезадаптацию (у других) и как следствие эмоционального выгорания (у третьих).

Задумайтесь: насколько вы довольны своей работой и с чем это связано?


Социально-психологические факторы удовлетворенности трудом

1. Прежде всего это заработная плата

Однако здесь есть свои нюансы. Люди, которые довольны своей жизнью вообще, по данным М. Аргайл, больше удовлетворены своим заработком. Производительность труда (по Ф. Герцбергу) больше связана с его содержанием, чем с материальными стимулами.

2. Межличностные отношения с коллегами

Педагогическая деятельность предполагает постоянные контакты с коллегами, детьми и их родителями. Позитивные межличностные отношения удовлетворяют базовые потребности человека в уважении и самореализации. Подумайте, достаточно ли удовлетворены именно эти ваши потребности? Не является ли причиной нежелания идти на работу или общаться с кем-либо из коллег недостаток уважения к вам или то, что в организации нет возможностей себя реализовать? Может быть, общение с конкретным человеком, а не с коллективом школы вообще препятствует хорошему самочувствию и общей удовлетворенности работой?

3. Отношения с администрацией

Довольны ли вы тем, как оценивают ваш труд (усилия, старания)? Ожидаете ли вы справедливой оценки при поощрении (или наказании) со стороны руководства, улучшении условий труда, карьерного роста?

Научные исследования позволили прийти к выводу, что роль руководителей в преодолении трудностей на работе оценивается выше, чем роль коллег и супругов.

Если руководитель вашей организации относится к учителям с сочувствием и пониманием, приветствует творчество, инновационные устремления, да еще и разделяет с группой ответственность, это служит фактором удовлетворенности трудом.

4. Возможности карьерного роста, продвижения по службе

По мнению Ф. Герцберга, достижение и признание - это два наиболее часто называемых источника удовлетворенности работой. Важнейшими показателями повышения по службе являются зарплата и должность, статус. У вас есть статус, к которому вы стремились, и зарплата, которая соответствует приложенным усилиям?

Не стоит забывать, что статус не дается как таковой, он налагает некую ответственность, права и обязанности.

Заработная плата и ответственность также определяют статус, так как являются основой уважения со стороны других членов группы (Дж. Хоманс).

Человек с новым статусом изменяет представление о себе (Я-концепцию), он начинает пересматривать собственное поведение, да и другие люди рассматривают его в ракурсе новой должности (или профессии).

5. Условия, предоставляемые организацией для реализации непрофессиональных целей

Подумайте, есть ли у вас возможность:

заниматься общественной работой,

достигать желаемого общественного положения,

для отдыха и развлечений,

для сохранения и укрепления здоровья,

для психического самосохранения и развития,

для общения.

Условиями удовлетворенности трудом также являются следующие характеристики работы:

территориально-географические: близко ли расположена от дома ваша организация, или вам необходимо долго добираться к месту работы;

организационные: подумайте, на работе вы, как правило, действуете самостоятельно или в большинстве случаев являетесь подчиненным; ваш труд оценивают объективно или субъективно; удовлетворены ли вы организацией рабочего времени;

социальные: надежно ли ваше положение как сотрудника организации; у вас свободный или ограниченный режим работы; хороший ли социально-психологический климат в коллективе;

содержание труда: вы можете оценить свой труд как разнообразный или монотонный, сложна ли ваша работа, устраивает ли вас квалификация, есть ли необходимость решения новых задач. Вы кем-либо руководите, и если да, то несете ли за это ответственность, соответствует ли педагогическая деятельность личным способностям и фактически применяемым навыкам; есть ли возможность увидеть результаты труда; как происходит оценка результатов другими (учениками, коллегами, администрацией).

Уважаемые педагоги, если вы, прочитав этот материал, скажете себе, что это у вас уже есть, вы субъективно удовлетворены своей работой. А если чего-то недостает, значит, есть возможность для развития и реализации задуманного.

А тем, кто еще не до конца разобрался, насколько он удовлетворен работой, мы рекомендуем пройти следующий тест.



Интегральная

удовлетворенность трудом

Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и ее составляющие.

Инструкция. Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.

1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:

a) да;

b) отчасти;

c) нет.

2. За последние годы я добился успехов в своей профессии:

a) да;

b) отчасти;

c) нет.

3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:

a) да;

b) не со всеми;

c) нет.

4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:

a) да;

b) не всегда;

c) нет.

5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:

a) да;

b) отчасти;

c) нет.

6. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:

a) да;

b) время от времени;

c) нет.

7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:

a) да;

b) не уверен;

c) нет.

8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:

a) да;

b) что-то среднее;

c) нет.

9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:

a) да;

b) среднее;

c) нет.

10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:

a) да;

b) редко;

c) нет.

11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:

a) да;

b) среднее;

c) нет.

12. Процесс работы доставляет мне удовольствие:

a) да;

b) время от времени;

c) нет.

13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:

a) да;

b) не совсем;

c) нет.

14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

15. Меня редко поощряют за работу:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:

a) да;

b) может быть;

c) нет.

17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:

a) да;

b) не совсем;

c) нет.


Обработка и интерпретация результатов

Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью таблицы 1.

Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки (таблица 2).

Средний уровень УТ определяется в диапазоне 45-55% от общей суммы баллов.

Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%.

Высокий - выше 56%.


Источник: Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института психотерапии, 2002. [Электронный ресурс.]

Категория: Материалы газеты "Мой профсоюз" | Добавил: Председатель (30.10.2011)
Просмотров: 704
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz