Профсоюзная организация образования Первомайского района ...
Понедельник, 29.04.2024, 14:53
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Обращения Профсоюза
Материалы Профсоюза
Материалы газеты "Мой профсоюз"
Статистика
Главная » Статьи » В Центральных органах Профсоюза » Материалы газеты "Мой профсоюз"

Берегите нервы!


Рассуждая о педагогической деятельности, называют много проблем, среди которых и феминизация педагогических кадров, и падение престижа профессии учителя в обществе, и разочарование молодых педагогов в профессии с последующим решением уйти из школы. Какое же место занимает проблема эмоционального выгорания среди других острых тем? Насколько она актуальна? Но главное, что делать педагогу, если эта проблема у него или его коллег действительно возникла? Давайте разбираться. Вначале мы опросили учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, насколько, по их мнению, педагоги подвержены эмоциональному выгоранию.

Карина Эдуардовна, профессор кафедры немецкого языка Пятигорского государственного лингвистического университета, Ставропольский край:

- Вы говорите про профессиональное выгорание? У нас выгорания нет! Я сама преподавала в школе, видела учителей. Мы все работаем на энтузиазме. Нам бы зарплату чуть-чуть прибавить. Выгорания нет. Есть только усталость.

Комментарий психолога. Педагогу постоянно приходится проводить рефлексию содержания своей работы, как бы оглядываться на ее процесс и результат. При этом педагоги с удовольствием рассуждают о творчестве в профессии, о личности педагога-новатора и многом другом, но как только разговор заходит о выгорании, зачастую можно услышать фразу «выгорания у нас нет». То есть в принципе все понимают, что это явление имеет место, но большинство учителей считает, что оно встречается где-то в далеких краях, у других людей, но только не у тех, кто работает рядом с ними. И от недостатка информации могут не осознавать, что они наблюдают именно эмоциональное выгорание у своего коллеги. Между тем его последствия для здоровья человека и его социального благополучия могут быть весьма серьезными.

На самом деле проблема эмоционального выгорания возникает у представителей профессий системы «человек - человек», связанных большим количеством межличностных контактов. То есть не только у педагогов, но и у менеджеров, врачей и т. д.

Конечно, оно бывает не у всех. Но если мы знаем его признаки, это первый шаг к его преодолению.

Есть три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания.

Ему предшествует период повышенной активности, когда педагог настолько поглощен работой, что отказывается от потребностей, не связанных с работой (увлечений, посиделок с друзьями и т. д.).

Затем появляется первый признак - истощение. Педагог чувствует, что он перенапряжен, исчерпал эмоциональные и физические ресурсы. Даже после ночного сна продолжает ощущать усталость. Отдых может сгладить эти явления, но как только человек возвращается в прежнюю рабочую обстановку, все возобновляется.

Второй признак - личностная отстраненность. Педагог теряет интерес к профессиональной деятельности, его ничего не волнует, когда он работает или говорит о работе. Речь идет как об отрицательных ситуациях, так и положительных. Его уже не интересует ученик, хотя он является субъектом педагогической деятельности. Известны ситуации, когда мама приходит в школу, чтобы узнать об успеваемости своего ребенка, и понимает, что этот конкретный учитель воспринимает детей как нечто мешающее его жизни и деятельности или не замечает их вовсе (по принципу «все здесь нормально, но надо же, дети какие-то бегают, мешаются»). Конечно, не все учителя такие, но так проявляется признак личностной отстраненности.

Третий признак - ощущение утраты собственной эффективности, падение уровня самооценки. Педагог не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в профессиональные возможности, в свою профессиональную состоятельность.

Людмила Сергеевна, руководитель представительства Махачкалинской гуманитарно-технической академии:

- Насколько учителя и преподаватели устают? На примере моей мамы могу сказать, что есть педагоги, не до конца выгоревшие. Она работает с удовольствием.

Комментарий психолога. Порой педагоги путают усталость и эмоциональное выгорание, ставят между ними знак равенства. Давайте попробуем разобраться, что мы понимаем под выгоранием, а что под усталостью?

У людей, подверженных синдрому эмоционального выгорания, наблюдаются хроническая усталость, нарушение памяти, внимания, сна, личностные изменения. Теперь мы видим, что усталость - один из признаков эмоционального выгорания, но не само выгорание. Выгоранию подвержены педагоги, работающие на пределе возможностей в стрессовых организационных условиях, негативное воздействие которых вызывает сильное эмоциональное напряжение.


Ольга Васильевна, учитель физики, г. Ессентуки:

- К нам в школу пришел педагог с небольшим стажем работы. Молодая, задорная девушка. Вначале она делала все за восьмерых, ни от какой работы не отказывалась. Через некоторое время мы увидели, что ее ничто не радует, работа не клеится, она старается работать как можно меньше. Теперь, когда мы обсуждаем на переменах школьные ситуации, она к ним совершенно равнодушна. Так хочется ей помочь. Но как?

Комментарий психолога. Важное качество педагогов - умение быть неравнодушными. Они переживают за коллегу и думают, как ей помочь.

Относительно данной ситуации можно предположить, что у вашей коллеги уменьшилась мотивация к деятельности. Между эмоциональным выгоранием и мотивацией существует тесная связь. Выгорание может привести к снижению профессиональной мотивации. Напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия, педагог пытается выполнять свои обязанности по минимуму. Стоит внимательно присмотреться к коллективу в целом: может быть, отношения в нем нельзя назвать близкими, доверительными, наоборот, они эмоционально затруднены и напряжены? Доверительные отношения, взаимопомощь, взаимовыручка - то, что послужит вашей коллеге поддержкой. А психолог может оказать профессиональную помощь в этой ситуации. Нужно только к нему обратиться.

Эмоциональное выгорание признали серьезной проблемой и с середины 90-х годов XX века стали исследовать как отдельное явление. Хотя еще до этого американский психиатр Фрейденберг ввел термин «эмоциональное выгорание» для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере.

Для обозначения этого явления российскими учеными использовались термины «эмоциональное сгорание» (Т.В.Форманюк, Е.В.Юдина), «эмоциональное выгорание» (В.В.Бойко, С.В.Умняшкина, М.В.Агапова, О.В.Крапивина), «перегорание» (Г.В.Зарипова), «психическое выгорание» (Н.Е.Водопьянова).

В настоящее время нет единого взгляда на структуру описываемого явления, но общее, что можно сказать, - оно представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек - человек».

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в психологических изменениях личности, связанных с когнитивной сферой (нарушение внимания, памяти, восприятия окружающего), эмоциональной сферой (проявления постоянной раздражительности, уныния и др.), в мотивационно-установочных изменениях личности (нет желания работать и непонятно, для чего вся эта работа).

Психологи считают, что признать проблему - значит сделать первый шаг на пути к ее решению. Необязательно говорить всем, что вы подвержены этому явлению. Но его можно не допустить или постараться преодолеть с помощью психолога. Существует методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Психолог поможет вам ее обработать и объяснит, если что-то будет непонятно при интерпретации результатов.


Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Под партнерами в опроснике имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (партнеров).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «не трать нервы, береги здоровье».

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.


Обработка данных

Каждый вариант ответа оценен тем или иным числом баллов, которое указано в ключе рядом с номером суждения. Признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов - имеет наиболее показательный признак.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1) Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов. Знаки «+» и «-» означают соответственно положительный или отрицательный ответ, стоящая рядом цифра - номер суждения, а число в скобках - количество баллов. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 - в 5 баллов и т. д. Количество баллов суммируется, и определяется количественный показатель выраженности симптома;

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания;

3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания - сумма показателей всех 12 симптомов.



Ключ


Фаза I. Напряжение

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+ 1 (2), + 13 (3), + 25 (2), - 37 (3), + 49 (10), + 61 (5), - 73 (5)

2. Неудовлетворенность собой:

-2 (3), + 14 (2), + 26 (2), - 38 (10), - 50 (5), + 62 (5), + 74 (3)

3. «Загнанность в клетку»:

+ 3 (10), + 15 (5), + 27 (2), + 39 (2), + 51 (5), + 63 (1), - 75 (5)

4. Тревога и депрессия:

+ 4 (2), + 16 (3), + 28 (5), + 40 (5), + 52 (10), + 64 (2), + 76 (3)

Фаза II. Резистенция

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+ 5 (5), - 17 (3), + 29 (10), + 41 (2), + 53 (2), + 65 (3), + 77 (5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+ 6 (10), - 18 (3), + 30 (3), + 42 (5), + 54 (2), + 66 (2), - 78 (5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+ 7 (2), + 19 (10), - 31 (2), + 43 (5), + 55 (3), + 67 (3), - 79 (5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+ 8 (5), + 20 (5), + 32 (2), - 44 (2), + 56 (3), + 68 (3), + 80 (10)


Фаза III. Истощение

1. Эмоциональный дефицит:

+ 9 (3), + 21 (2), + 33 (5), - 45 (5), + 57 (3), - 69 (10), + 81 (2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+ 10 (2), + 22 (3), - 34 (2), + 46 (3), + 58 (5), + 70 (5), + 82 (10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+ 11 (5), + 23 (3), + 35 (3), + 47 (5),+ 59 (5), + 72 (2), + 83 (10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+ 12 (3), + 24 (2), + 36 (5), + 48 (3), + 60 (2), + 72 (10), + 84 (5)


Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме.

Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно наметить индивидуальные меры профилактики, понять, в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение, как скорректировать поведение самого человека, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ему и окружающим.

Категория: Материалы газеты "Мой профсоюз" | Добавил: Председатель (30.10.2011)
Просмотров: 526
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz