- Эдуард Михайлович, о том, что систему повышения
квалификации нужно реформировать, говорится давно, причем с самых
высоких трибун. Что сдерживает перемены?
- Чтобы дать учителю возможность выбора программ в системе повышения
квалификации (как в своем регионе, так и за его пределами), нужна
определенная подготовка. Во-первых, обеспечить разнообразие программ -
создать банк данных. Во-вторых, оговорить условия, при которых эта идея
будет реализована. В-третьих, создать финансовые механизмы, определив
норматив затрат.
Отказ от крепостного права в системе повышения квалификации, о
котором говорит директор Федерального института развития образования
Александр Асмолов, конечно, можно провозгласить, но Юрьев день еще
должен быть описан. Ведь, по сути, речь идет о подушевом финансировании
повышения квалификации: как деньги идут за учеником, так же они пойдут и
за учителем.
- Вы как ректор головного федерального учреждения повышения
квалификации учителей согласны с предложенными идеями реформирования?
- Я выступаю за то, чтобы система повышения квалификации
преобразовывалась, причем в контексте изменений, происходящих в системе
образования.
Сейчас мы все включаемся в процесс жесточайшей конкурентной борьбы. В
хорошую школу – очереди, плохая – на грани закрытия. Так будет и в
системе повышения квалификации.
Допустим, Министерство образования Московской области объявляет
конкурс на повышение квалификации 200 учителей математики. Заявки на
участие в нем подают МФТИ, МПГУ, региональный институт повышения
квалификации (ИПК)… Чем каждый хорош? Какие образовательные программы и в
каких условиях может предложить? Какие результаты обещает? За какую
цену?
В этой ситуации нет смысла кого-то ругать. Слабый региональный ИПК
"умрет" без посторонней помощи, если учитель не принесет туда свой
сертификат.
- Можно ли ожидать, что с введением финансовых сертификатов у
педагогов появится реальная возможность поехать на курсы повышения
квалификации в другой город или столицу?
- Нормативы будут формироваться на региональном уровне. И кроме
расходов на учебную деятельность, должны быть предусмотрены средства,
обеспечивающие мобильность педагогов. Я отдаю себе отчет, что это очень
серьезные деньги.
В регионах с доходным бюджетом смогут организовать повышение
квалификации педагогов на должном уровне, а там, где бюджет дефицитный,
едва ли. Недавно мы проводили повышение квалификации 30 тысяч директоров
школ. 10% из них должны были пройти обучение в соседних регионах. Но
проект не предусматривал командировочных расходов, их должен был взять
на себя регион – и тут начиналось самое сложное…
- Недавно вы заявили, что уже сегодня треть учителей повышают
квалификацию не в институтах повышения квалификации. Откуда такой
большой показатель?
- Это объясняется переходом на профильную школу. У школ, которые в
действительности – не декларативно – перешли на профильное обучение в
старших классах и усилили фундаментальную составляющую образования, не
было выбора, кроме как отправить учителя на повышение квалификации в
университеты. Только там обеспечивают "научное приращение" знаний, в ИПК
для этого возможностей нет.
Как правило, школы, выбирая профили, уже имеют историю отношений с
вузами, куда поступают их выпускники. В сотрудничестве заинтересованы и
сами вузы: если раньше они критиковали школу за недостаточное, по их
мнению, качество абитуриентов, то сейчас понимают, что престиж вуза – в
руках школьного учителя. Если он хорошо готовит ребят, то они придут с
высоким баллом по ЕГЭ, и порог приема в вуз будет выше.
- Как отражена тема повышения квалификации педагогов в проекте нового закона "Об образовании"?
- В законопроекте достаточно много слов о дополнительном
профессиональном образовании, и в этих словах легко запутаться. Отдельно
о повышении квалификации педагогических кадров или каких-то иных не
говорится.
Я предлагаю перенести в новый законопроект статью 55 из действующего
закона "Об образовании". Она гарантирует учителю право на повышение
квалификации раз в 5 лет в объеме не менее чем 72 часа. На мой взгляд,
эта формулировка должна сохраниться, а дополнить ее можно фразой о том,
что повышение квалификации должно осуществляться "на основе
государственных требований к образовательным программам повышения
квалификации".
На основании этих формулировок, уже за рамками законопроекта, нужно
подготовить типовое положение об учебном заведении повышения
квалификации, порядке повышения квалификации, требования к программам.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новостей