Об ушедших - только хорошее…
Следовать этому постулату можно было бы и в отношении завершившегося
Года учителя, если бы громкие заявления о необходимости поднимать
престиж педагогической профессии не так резко контрастировали с
реальностью.
- Победных реляций нет и не может быть, потому что основные задачи отрасли остались нерешенными, - считает председатель республиканского профсоюза работников народного образования и науки Владимир ВЕКШИН.
– Наверное, объявлять кризисный 2010 год Годом учителя было по-своему
авантюрным, потому что помимо моральной поддержки педагогам нужна
поддержка материальная. Можно произносить очень красивые слова о
созидательности и архиважности труда, но когда при этом зарплата
педагога недотягивает до десяти тысяч рублей, становится ясным, как в
действительности оценивается его работа.
Согласно данным удмуртского статуправления, средняя зарплата в
республиканском образовании в прошлом году составила 9 480 рублей. Эта
цифра состоит из того, что получают сотрудники детских садов, учителя и
преподаватели вузов. Если говорить конкретно, то в первом полугодии 2010
года работники дошкольного образования получали 6 484 рубля, педагоги
начальной школы – 8 237, учителя средних и старших классов – 9 228
рублей. Зарплаты не только не подросли, но и уменьшились (и это на фоне
тотального роста цен!). Бюрократические проволочки федерального
Министерства образования и науки, затеявшего в начале года структурные
преобразования, до мая задержали выплаты за классное руководство. А ведь
для большинства учителей эта тысяча – весьма чувствительная прибавка к
окладу.
Всероссийский конкурс, по итогам которого сто лучших педагогов
получали по сто тысяч рублей, почему-то решено было «заузить». Да,
теперь победители получают уже по двести тысяч, но их стало на порядок
меньше. На проведение республиканского конкурса из федерального бюджета
не было выделено ни рубля: из Москвы пришел только приказ, средства
предполагалось «изыскивать самостоятельно». Уже стало привычным, что,
прежде чем провести слет или конференцию, учителя идут по спонсорам с
протянутой рукой: помогите, кто сколько сможет…
- А моральную поддержку властей наши педагоги почувствовали?
- К сожалению, тоже нет. По крайней мере, в разговорах с коллегами
радости от того, что «наконец-то с нами стали считаться», так и не
прозвучало.
Система образования находится в процессе постоянных преобразований,
который оборачивается затяжным стрессом. Переход на ЕГЭ и введение
образовательных стандартов заставляют педагогов постоянно перекраивать
то, что уже было наработано (причем подобное реформирование не всегда
приводит к желаемому результату). Чего стоит только новая система
аттестации, которая первоначально была тотально обязательной! Нам
удалось добиться того, что учителя, имеющие первую и высшую категории,
могут заявляться на аттестацию только если сами сочтут нужным. Педагоги,
подготовившие победителей олимпиад, пройдут эту процедуру в сокращенном
«льготном» варианте. У молодых специалистов, которые только пришли
работать в школу, после вмешательства профсоюзов тоже появился
двухгодичный срок, чтобы приобрести хоть какой-то опыт, прежде чем
комиссия будет решать: «годен – не годен». А все остальные в
обязательном порядке раз в пять лет будут проходить через жернова
квалификационных требований, где курсы повышения квалификации (за
которые, естественно, надо платить!) – обязательное условие.
Новая система оплаты труда, по которой уже работают школы в
нескольких российских регионах, показала, что лучшим учителям просто
невыгодно делиться своим опытом с другими. Зачем растить конкурентов,
если зарплата выдается из общего котла? Ну, подскажешь ты вчерашнему
студенту, как лучше объяснить тему классу, а назавтра за такое
«наставничество» у тебя урежут премию – в пользу этого же коллеги. В
сельской школе соседней Марий Эл учительнице объявили бойкот за то, что
она, оказавшись лучшей, получила весь премиальный фонд школы. Целых пять
тысяч рублей… Вы думаете, у нас будет по-другому?
- Но, может быть, хотя бы у родителей появилось больше понимания и сочувствия к проблемам тех, кто учит их детей?
- Мне хотелось, чтобы так было, но и этого не произошло. Знаете, как
реагируют люди, когда мы пытаемся озвучить свои требования? «Опять эти
учителя со своей индексацией!» А ведь она не проводилась почти три года.
Выпускница вуза, приходя в школу, получает меньше, чем пенсионер. И
обещанная на июнь индексация зарплат бюджетников для нашей отрасли
обернется символической суммой – 400-900 рублей.
Учителя – не шахтеры, перекрывать магистрали и разбивать палатки на
Горбатом мосту не привыкли. Но в Год учителя педагоги вынуждены были
прибегнуть к протестным акциям, прежде всего чтобы отстоять зарплату
сотрудников детских садов. (Кто-нибудь слышал про
олигархов-воспитателей? Ну, как же, всем известно, что у них денег куры
не клюют!).
На последнем пленуме профсоюзов был предложен следующий ход: обязать
Министерство образования и науки взять на себя обязательства по
индексации зарплаты. Если это будет сделано, у нас появится прецедент
для трудового спора с выходом на арбитражный суд. Учителя Европы в
подобных случаях объявляют бессрочные забастовки, мы пытаемся решить
нецивилизованную ситуацию цивилизованным путем.
Для того чтобы поднять престиж профессии, нужно проявить политическую
волю. В конце концов, не все решает Москва. В Татарстане выделили 250
миллионов рублей для покупки ноутбуков, чтобы до 1 сентября обеспечить
всех учителей республики личными (!) компьютерами. Следующий шаг –
бесплатное подключение к Интернету. Наши педагоги на такое не
рассчитывают. Для них бесплатный или хотя бы льготный проездной – уже
мечта. Пусть бы его давали не всем, а только тем, кто добирается в школу
с пересадками… Но за словами обязательно должны следовать поступки. А в
Год учителя их так и не случилось.