24 июля состоялось очередное заседание Исполкома Федерации Независимых Профсоюзов России. Основное обсуждение было посвящено реализации Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, в котором приняли участие представители Государственной Думы, Министерства труда и социальной защиты РФ, представители профсоюзов и СМИ.
Напомним, что 25 декабря 2012 года была утверждена Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года, целью которой объявлено определение направлений и задач по обеспечению развития пенсионной системы, адекватной современному экономическому развитию России и международным стандартам. Предполагалось, что выполнение предложенных стратегией мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам. Однако обсуждение предложений Министерства труда и социальной защиты РФ и подготовленные им проекты нормативных актов, как отмечается в постановлении Исполкома ФНПР, указывают на то, что ход реализации Стратегии отклоняется от достигнутых ранее договоренностей. Предлагаемые параметры пенсионного обеспечения строятся не на страховой основе, а рекомендуемые МОТ нормативы не выдерживаются. Кроме того, не решен вопрос «самозанятых», накопительный элемент закрепляется в системе обязательного страхования, и, в целом, по мнению ФНПР, предлагаемые изменения фактически ведут к ликвидации досрочного пенсионного обеспечения.
В своем выступлении председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, первый заместитель Председателя ФНПР Андрей Исаев отметил, что «в ходе обсуждения мы выделили ряд пунктов, по которым мы не согласны с предложениями Правительства и которые мы предлагаем учесть: недопустимость ухудшения положения работающих пенсионеров и перерасчета их пенсий; сохранение льготного стажа выхода на пенсию для определенных категорий бюджетников; пенсионный коэффициент или балл должен определяться федеральным законом».
Также на заседании обсуждалось ущемление пенсионных прав матерей. «Женщина, воспитывающая детей, не должна терять в будущей пенсии. Для этого необходимо оплачивать взносы в Пенсионный фонд за нестраховой период, связанный с воспитанием детей, исходя из заработной платы женщины до декрета, и учитывать при этом фактическое число детей, не ограничиваясь тремя нестраховыми периодами», - заявила первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина.
«Вопрос пенсионного обеспечения – многофакторный, необходим учет всех интересов сторон обсуждения, чтобы не было провалов, когда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает в пенсионном обеспечении. Возможно, достичь этого не удастся в одном документе, и потребуется создание еще нескольких», - отметил Председатель ФНПР М.В. Шмаков.
Сначала 24 июля на заседании рабочей группы РТК по социальному страхованию, социальной защите, отраслями социальной сферы, а затем 26 июля – на заседании РТК рассматривались проекты федеральных законов «О накопительной пенсии»; «О страховых пенсиях» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона «О накопительной пенсии».
Важно отметить, что в проект федерального закона «О страховых пенсиях» встроена пенсионная формула, хотя, по заявлению А.К. Исаева, в Государственной Думе она еще не согласована.
В заключении Общественной палаты отмечает 5 позитивных и целых 17 негативных аспектов предлагаемой пенсионной формулы. Специалисты РАН также дали отрицательный отклик на этот законопроект. По мнению некоторых экспертов применение прилагаемой пенсионной формулы может дать значительную экономию средств, особенно в долгосрочной перспективе.
Важной проблемой остается вопрос установления уровня обеспечения пенсии, реализации основных положений Конвенции МОТ № 102.
В настоящее время, когда все еще продолжаются острые дебаты по упомянутым законопроектам, можно обозначить лишь некоторые более или менее отработанные положения, содержащиеся в этих законопроектах, направленных на реализацию Стратегии развития пенсионной системы:
- Увеличение страхового стажа для всех граждан с 5 до 15 лет.
- Введение линейки стимулирующих баллов для установления более высокого размера пенсии (при наличии страхового стажа у женщин – 30 и более лет, у мужчин – 35 и более лет). Соответственно будет проведена ревизия дел пенсионеров при наличии страхового стажа более 30 лет у женщин и более 35 лет у мужчин. Это затронет примерно 80 % пенсионеров. - Учет нестраховых периодов для лиц, находившихся в отпуске по уходу за ребенком, пока ограничен продолжительностью 4,5 года (полтора года за каждого из трех детей).
- Принятие решения о разработке проекта Федерального закона «О возмещении средств за нестраховые периоды».
- С 2015 г. для отдельных целевых групп граждан («досрочников») предусматривается софинансирование накопительной пенсии.
В результате проведенных консультаций руководства ФНПР с зам. Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец достигнута договоренность о разработке отдельного законопроекта по реформированию досрочных пенсий в целях сохранения права на досрочную пенсию.
Справочно: Досрочные трудовые пенсии в стране в настоящее время получают, по оценке экспертов, порядка 11 млн. человек.
О позиции Общероссийского Профсоюза образования по вопросу реформирования досрочных трудовых пенсий для педагогических работников
Как вы знаете, Профсоюз совместно с Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ неоднократно формулировал свою позицию по общим подходам к реформированию системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Вместе с тем, в Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации предусмотрено реформирование системы досрочных трудовых пенсий в Российской Федерации, куда входит и досрочная трудовая пенсия для педагогических работников.
До последнего времени в части реформирования досрочных трудовых пенсий достаточно широко обсуждались только пенсии, основанием для назначения которых являлись списки 1 и 2, связанные с вредными и опасными условиями труда.
Что касается досрочных пенсий, основанием для назначением которых является выслуга лет - это педагогические, медицинские и творческие работники, то широкого обсуждения реформы указанного вида пенсий Минтруд России пока не проводит. Это, видимо, связано с тем, что для обсуждения выносится единственное предложение Минтруда, озвученное на заседании рабочей группы РТК, а именно - изменить порядок досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение, начиная с 2015 года, требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсий.
Считаем, что такой подход к реформированию досрочных трудовых пенсий в результате сведет их назначение для большинства педагогических работников к общеустановленным принципам и не может быть поддержан Профсоюзом, поскольку это направление их реформирования:
- противоречит норме части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
- не предусматривает никаких научных обоснований и расчетов, объясняющих необходимость увеличения стажа для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, основным и единственным условием назначения которой досрочно на протяжении почти 90-летней истории государства являлась 25-летняя педагогическая деятельность (90 лет исполнится 1 января 2015 г.);
- не учитывает возросшую интенсивность труда педагогических работников, вызванную постоянными реформами в сфере образования, ведущими к повышению требований к педагогам, разного рода нагрузок, нововведениями в оценке их труда, приводящими к негативным изменениям в психофизическом и эмоциональном состоянии их здоровья;
- не предлагает взамен какую бы то ни было равнозначную систему государственных гарантий, в том числе гарантию сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии через формирование корпоративного пенсионного обеспечения с участием средств государства.
Профсоюз считает, что одностороннее ухудшение положения работников сферы образования, связанное с простым механическим увеличением стажа, необходимого для назначения «педагогической пенсии» вызовет резко отрицательную реакцию со стороны работников сферы образования, приведет к ухудшению кадровой ситуации в учреждениях, обеспечивающих обучение и воспитание детей, так как в настоящее время наличие такого преимущества, как пенсия, досрочно назначаемая за 25 лет педагогической деятельности, является одним из наиболее привлекательных факторов при выборе педагогической профессии.
Справочно: По информации представителей Минтруда России, обсуждение вопроса о досрочном пенсионном обеспечении педагогических и медицинских работников возможно будет продолжено в 2014 году.
|