Полный текст стенограммы по адресу: http://www.parlcom.ru/index.php?p=MC83&id=35112 В.В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.
Значит, несколько вещей я позволю себе всё-таки. О чём идёт речь?
Я расшифрую то, что Галина Ивановна сказала, особенно для родителей.
Собственно говоря, это и для учительского сообщества важно, и для
родителей. Что касается дефицита учителей – согласен, дефицита у нас
нет. У нас есть проблема, связанная с демографией. Мы почему столько
внимания и средств уделяем демографическим проблемам? Во-первых, нужно,
чтобы население у России было достойное. Первое.
Второе. У нас, очевидно, идёт не связанный с текущей
деятельностью демографический провал и количество учащихся будет меньше,
чем сегодня, и в вузах, и в школах. Количество учителей должно
соответствовать количеству учащихся, Галина Ивановна, – это так. Это
объективные данные статистики.
Мы примерно знаем даже, сколько у нас будет в школах, сколько у
нас будет в вузах, – это очевидный факт. И мы не должны делать вид, что
мы этого не замечаем. Нравится нам это, не нравится – это как солнце
встаёт, так и будет. И мы должны быть к этому готовы и должны знать, как
нам поддержать людей из числа профессорско-преподавательского состава в
широком смысле, во всей школе (и в высшей, и в средней школе). Мы
должны знать, чтобы быть готовыми ресурсы выделить для этого, заранее
предусмотреть, переподготовку организовать, понять, где люди найдут себя
и так далее. Может быть, выделить дополнительные деньги на то, чтобы
сократить количество учеников в школе и сохранить на своей основной
работе основное количество учителей при меньшем количестве учеников в
школе, – это тоже вариант. Их много вариантов. Но мы вместе с вами (с
профсоюзами) должны заранее об этом подумать.
Теперь второе. Что касается автономных учреждений. Какие опасения
у профсоюзов? Автономные учреждения получают право оптимизировать
трудовой коллектив, то есть выбрать такое количество учителей в школе,
которое, по мнению руководства школы, является оптимальным для
достижения качественного результата – получения качественного
образования детей. И за счёт чего? Допустим, сколько у вас
преподавателей?
М.И.Случ: Ставок?
В.В.Путин: Да, ставок.
М.И.Случ: 26 учительских ставок и ещё 17 педагогических.
В.В.Путин: Значит, у него 26 плюс 17. Значит, любой директор
может сказать: «Знаете, я сокращаю количество ставок, а высвобождающиеся
деньги направлю на повышение заработной платы остающимся учителям». У
вас так и сделали, да, Сергей Семёнович? Они так и сделали в Тюмени. И,
соответственно, за счёт этого тоже, за счёт экономии на коммунальных
расходах, за счёт того, что они получили дополнительные средства от
внеклассной работы, ещё какой-то работы, получили внебюджетные средства
плюс оптимизировали численный состав – все эти средства направили на
повышение заработной платы учителей.
Чего боятся профсоюзы? Что когда происходит оптимизация
численного состава учителей, первым делом избавляются от людей
пенсионного возраста. И в богатых регионах, таких как Тюмень (Тюмень –
богатый регион, бюджетная обеспеченность очень высокая), создаются
системы бонусов уходящим на пенсию и дополнительный пакет денежной
поддержки выдаётся. И люди довольны, и школа довольна, потому что
получаются дополнительные ресурсы для повышения заработной платы
остающимся, а значит, получается возможность привлечь хороших, классных
преподавателей, потому что зарплата повышена и можно привлечь тех, кто
на рынке труда востребован. И качество образования сразу повышается от
этого. Мультипликативный эффект такой позитивный.
Но надо подумать о людях. Во-первых, это действительно – и здесь
профсоюзы правы – нужно подумать об уходящих на пенсию. Первое. Второе.
Это всё равно люди всё-таки пенсионного возраста, у нас для этого и
пенсионный возраст, чтобы вовремя люди на пенсию уходили и получали
достойную пенсию. Надо пенсию повышать для всех – это генеральный способ
решения проблем. И третье. Есть ещё одно обстоятельство. Я вот в школах
бываю, зашёл как-то в класс, где идёт переподготовка учителей, смотрю,
сидят преподаватели, ну уже такие взрослые преподаватели – явно, так
скажем, пенсионного возраста. Мне одна женщина… Она обучается, в
интернете работает… Современные способы обучения, с таким энтузиазмом
она это всё делает… Я говорю: «Вам нравится?» Она говорит: «Потрясающе!
На пенсию уходить неохота! Интересно!» Я спрашиваю директора, говорю:
«Слушайте, что, она на пенсию пойдёт?» Он говорит: «Нет, мы её не
отпустим. Она – классный преподаватель просто, ну просто классный. И
современные все средства освоила». Директор никогда не избавится от
такого преподавателя, понимаете? Поэтому, разумеется, нельзя с кондачка
всё делать – здесь вы абсолютно правы: нужно бережно относиться к людям.
И, конечно, к преподавателям, учителям должно быть втройне бережное
отношение. Мы вместе с вами об этом ещё подумаем.
|