Главная проблема средней школы-пожилые учителя.
Полный текст интервью на сайте www.svpressa.ru.
О том, что на самом деле думают о текущем положении дел и планах
правительства в Высшей школе экономике (ВШЭ), обозревателю «СП»
рассказала Ирина Абанкина, директор Института развития образования этого вуза:
«СП»: - Как вы оцениваете предлагаемый «Единой Россией» образовательный стандарт?
- Сейчас, на этом этапе, любой стандарт выглядит как некоторый концепт.
Это компромисс между несколькими очень по-разному настроенными группами.
Сфера образования достаточно консервативна, она «живет глазами назад», с
кем ни начни обсуждать эту тему, все вспоминают своё прошлое: «а вот
меня так учили»… Поэтому любые реформы проходят очень трудно. Однако
если прошло несколько лет эксперимента – нововведения даются легче.
Так что, в любом случае, для основной и старшей школы этот стандарт,
который сейчас предлагается – конечно, компромисс между тем, к чему мы
готовы и тем, что видится ведущим педагогам нашей Российской академии
образования.
«СП»: - Компромисс? То есть, вообще-то нужны еще более радикальные реформы?
- Честно говоря, да – я считаю, что можно было бы и порадикальнее. Но
если учитывать консерватизм системы, разные точки зрения и так далее –
то это все-таки какой-то баланс. А революция нужна – глубокая и
содержательная. Ее нельзя подменить внешними формами, она неформальная.
Она действительно по существу.
Ведь если брать глобальный контекст, то нашей реформы явно недостаточно,
чтобы конкурировать с другими странами. По результатам рейтинга PISA (оценка развития 15-летних школьников – «СП»)
мы в течение 10 лет находимся на одних и тех же позициях – в третьей
группе стран, где образованность статистически ниже среднего. В середине
этой группы. После нас уже нет азиатских и европейских стран. Так что
наши позиции, прямо скажем, очень слабые.
При этом еще 10 лет назад с нами вместе находилась Германия – но она
рванула вперед буквально за 3 года. Чехия, Польша, Словения, Латвия,
Литва – все сделали очень большой рывок. Совершенно колоссальный прогресс в восточноазиатских странах. Их школьники сейчас получают более 600 баллов и выглядят очень убедительно!
Так вот, когда мы анализируем нашу систему, мы понимаем, что если
говорить сугубо о школе – 10, 11 класс – то наши старшеклассники также
показывают высокие результаты, вполне на уровне развитых стран. Но вот
система СПО и особенно НПО (средние и начальные профессиональные учебные заведения - «СП»)
– это низкие результаты, в самом хвосте. То есть, на самом деле, те
хорошие педагогические технологии, которые мы используем, работают не
для всех российских детей, а только на замотивированную группу ребят из
относительно благополучных семей. А со всеми остальными – мы не
справляемся!
Поэтому – нам нужно обновление, которое позволит ребятам из любых семей
быть конкурентоспособными и получить образование. В этом смысле принцип
«образования для всех» очень важен. И вот тут у нас совсем нет
технологий – а ведь мы взяли на себя обязательства всеобщего среднего
образования. Ребята уходят из школы в экстернат, НПО, СПО – и результаты
их подготовки очень низкие.
«СП»: - Может ли предлагаемый стандарт решить эту проблему?
- Итак, стандарт, который сейчас есть – какие у него плюсы? Во-первых,
сама идея внедрения индивидуализации образования очень важна. То, что
выделено обязательное ядро, и это ядро достаточно компактное.
Выделены и курсы по выбору, которые позволяют наращивать ядро в
соответствии с теми склонностями, интересами, которые есть – это тоже
довольно важно. Это хоть какой-то шаг к индивидуализации, к учету
способностей, наклонностей…
Теперь то, что добавлена внеурочная деятельность, и она составляет часть
основной образовательной программы – это также очень важно. Ведь
финансируем мы именно эту основную образовательную программу, наши
обязательства именно тут. Так что общий подход - деление программы на
ядро, на обязательные дисциплины по выбору и факультативную часть –
очень верный, и он позволяет индивидуализировать образование.
Второе об этом проекте: это пусть небольшой, но шаг в сторону
компетентностного подхода. Нужна не только аудиторная нагрузка, но и
внеурочная деятельность, возможность реализовывать социальные проекты и
так далее. Это довольно важно, в том числе, для элементов
профессиональной ориентации, самоопределения, специализации.
Что в минусах? Главный недостаток, на мой взгляд, такой: объемы
знаниевой нагрузки сохранены на очень высоком уровне. То есть объемы
материалов, которые предписываются к усвоению именно как знания -
остаются очень высокими. В результате получается, что новый стандарт так
и не решает проблему снижения нагрузки на учащихся, не дает им возможности,
кроме накопления знаний, развивать свои компетенции, учиться думать,
мыслить, работать с информацией, анализировать. То есть эта часть
программы – развита не в той мере, в какой нам это необходимо, чтобы
стать конкурентоспособными.
Многие педагоги, сравнивая старые учебные планы с тем, что дети должны
знать сейчас, показывают, что сокращений, серьезной реструктуризации
почти не произошло. Объемы и требования столь высоки, что маневра,
какого-то «радиуса разворота» для образовательных учреждений остается
очень мало.
А противятся снижению нагрузки - очень многие предметные
профессиональные сообщества. Те же, например, историки очень много
говорят: как можно всего за два часа «пройти» войну? Не хватает часов на
ту, на эту тему… Они привыкли к тому, что у них много времени на их
технологии, когда они хотят переложить в головы учащихся их знания. Этот
способ – учебники и голосовая нагрузка в классе – конечно, уже не
подходит. Тем более, что и образовательная нагрузка стремительно
расширяется.
Так как у нас все-таки каждый предметник знает, что часами определяется и
важность предмета, и оплата труда учителя, и всё остальное – то,
конечно, здесь затрагиваются существенные интересы.
«СП»: - Получается, что тормозят процесс сами учителя?
- Обновить педагогический корпус нам безумно трудно. У нас крайне низкое
выбытие педагогических кадров. Фактически мы заморозили ротацию кадров в
отрасли. Тормозят процесс те работники, которые понимают, что им
слишком трудно освоить новые технологии – и не только
информационно-коммуникационные – и реально внедрить их в образовательный
процесс. Ведь ребята их в этом уже обгоняют! Сейчас тот же самый
предмет нужно по-другому, чем 20 лет назад преподавать: через проекты,
через микроисследования в небольших группах. Да вообще – выйти за
пределы школы! Вот этого многие учителя освоить не могут: они слишком
тесно придерживаются учебников и методичек.
Новый же стандарт подразумевает более серьезную подготовку кадров,
другой профстандарт педагогов. И вот здесь-то кроется самая существенная
проблема. На тех кадрах, на том оборудовании, которое есть сегодня в
школе, реализовать даже предлагаемое требует чрезвычайных затрат и
усилий. По отношению к той кадровой ситуации, потенциалу, оборудованию,
обеспечению технического процесса – даже этот стандарт радикальное
обновление!
«СП»: - Итак, мы говорим о необходимости обновления. Можете ли вы
вкратце рассказать, зачем, по-вашему, это обновление нужно? Тот же самый
компетентностный подход – чем он лучше знаниевого?
- Дело в том, что существуют компетенции, которые человек использует на
протяжении всей своей жизни. В информационном обществе это, безусловно,
умение работать с информацией, извлекать ее, получать, анализировать,
делать выводы самостоятельно. Найти знания, если человек знает, как их
искать, как сопоставлять, как с ними работать, можно где угодно – из
книг, из интернета, отовсюду. Как говорил Эйнштейн, «у меня есть
записная книжка и справочники, зачем мне помнить банальные формулы?».
Умение мыслить, учиться, извлекать информацию и анализировать
самостоятельно, делать выводы, вести себя в этом смысле социально,
общественно сообразно – это очень важные умения. Это - компетенция,
которая нам всем очень нужна. И на которую нужно время, чтобы ее
освоить.
Взрослый человек потому и взрослый, что он умеет решать проблемы.
Ставить задачи и найти способ ее решение. Этим умением как раз
отличаются школьники американские. Они прекрасно квалифицируют любую
ситуацию, быстро понимают, какова именно их роль в решении задачи и как
достигнуть результата.
Вторая ключевая компетенция связана с социальными компетенциями. Это
умение работать с другими, общаться, строить команду, работать в
коллективе, вести коллектив в качестве лидера. Это вещь, нужная на всю
жизнь – мы все, независимо от профессии, работаем в социальных,
гуманитарных командах. Это и в экономике, и в сервисе, и в
информационном, банковском секторе – всё здесь построено на
коммуникациях, их интенсивность чрезвычайно велика. Поэтому, конечно,
таким вещам надо учить.
Я знаю нескольких отличных ребят, закончивших мехмат МГУ, в 25 лет имеющих уже кандидатские диссертации
блестящие – которые, если им везет, трудоустраиваются в банки и
подобные компании, ведут аналитическую работу. Но коммуницировать с
людьми, строить команду – они абсолютно не могут. Они ищут работу, где
не требуется общаться с людьми, работать в команде. «Я сам лучше всё
построю и сделаю». Коммуникация для них реальный барьер! Поэтому,
конечно, нам очень важно людей этому научить.
Важнейший момент связан с мировоззренческой компонентой. В том числе и с
толерантностью, которой нам так не хватает. Нет у нас общего
позитивного настроя, того, что называется «позитивная я-концепция».
Когда я и к себе, и к миру отношусь позитивно. Потому что выплески
агрессии, неудовлетворенности у нас очень часты, судя по международным
исследованиям, это огромная проблема. И самый недовольный социальный
слой – как раз учителя, которые учат наших ребят. А ведь это
транслируется!
Итак, мировоззренческая компонента, социальная компонента – это всё не
знаниевые вещи. Умение работать с информацией и делать выводы – это всё
тоже очень важно. И этому надо давать время. Ведь тут нужен
деятельностный подход – опробовать хоть один проект реализовать,
попробовать выполнить исследование! Попробовать сформировать команду,
стать лидером команды. Хоть раз, хоть где-то. Самостоятельно
проанализировать информацию, написать работу, выступить с презентацией
перед одноклассниками. Поучаствовать в дискуссии, организовать
общественное мероприятие, движение.
А если мы всё это задавливаем зубрежкой, тем, что учитель тупо
зачитывает учебник – у нас не остается времени. В каждом возрасте время
очень ограничено.
И вообще, у нас в школе крайне мало практико-ориентированной психологии.
Самоанализа, управления самим собой. Ребята становятся подростками, у
них масса проблем, они просто не справляются. И ни на один из жизненно
важных вопросов они не находят ответа в нашей школе. Поэтому
компетентностный подход реально очень важен в сравнении с этим. А мы
продолжаем забивать голову большим объемом знаний, когда можно открыть
любой учебник и узнать, когда была Куликовская или даже Сталинградская
битва…
«СП»: - Можем ли мы настолько радикально изменить школу, не погубив ее?
- Я думаю, что можем. Во-первых, мы постепенно к этому идем, и довольно
много всего уже обновляется в школах. 5 лет назад ведь никто не верил,
что в каждой школе мы сумеем оборудовать компьютерные классы и провести
интернет. Где-то это хуже, где-то лучше – но наша школа теперь это школа
с интернетом, школа с автобусом, школа, которая может позволить себе
перемещение. Я сама была во многих сельских школах в отдаленных районах,
от Якутии до Дальнего Востока. В Алтайском крае и Подмосковье, в
Новгородской и Нижегородской областях. Везде, в общем-то, стремление
есть, и школа по сравнению с тем, что было в начале 2000-х годов, подчас
довольно трудно узнать.
|