За
последний год произошли изменения в правовом регулировании в оформлении
трудовых отношений с работниками и руководителями. Эти изменения, в первую
очередь, коснулись введения так называемого «эффективного контракта» и
утверждения новой типовой формы трудового договора с руководителем
государственного (муниципального) учреждения.
В
этой связи, необходимо отметить следующие моменты:
действительно,
распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р содержит понятие
«эффективного контракта», как трудового договора с работником, в котором
конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели
и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих
выплат - в зависимости от результата труда и качества оказываемых
государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
С
точки зрения трудового законодательства, приведенное понятие «эффективного
контракта» формально не изменяет действующую правовую природу трудового
договора, закрепленную в Трудовом кодексе РФ.
С
другой стороны, если рассматривать «эффективный контракт», как инструмент, в
первую очередь, направленный на повышение качества предоставления
государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, то здесь
возникают, на наш взгляд, такие проблемы как:
-
формальный характер существующих
показателей качества предоставления услуг в сфере образования, которые
напрямую не связаны с конкретными результатами труда учителя, преподавателя;
- не
проработана четкая взаимосвязь обязательств, содержащихся в профессиональных
стандартах, федеральных государственных образовательных стандартах и
образовательных программах образовательных учреждений;
-
отсутствие полноценной системы оценки
качества на уровне образовательной организации.
И
это далеко не весь перечень проблем и вопросов, которые можно обозначить в
связи с попытками введения на уровне ВУЗов и школ «эффективного контракта».
В
таких условиях возникает вопрос о целесообразности введения такого«эффективного
контракта», поскольку в предлагаемом виде, на наш взгляд, эффективный контракт
становится лишь одним из дополнительных инструментов «повышения
результативности» а по простому - экономии бюджетных расходов, а не реальным механизмом
повышения качества государственных (муниципальных) услуг, как это было
изначально заявлено в распоряжении Правительства РФ.
Таким образом, нам всем еще раз предстоит осмыслить
предлагаемый механизм эффективного контракта с точки зрения его реального
влияния на повышение качества предоставления образовательных услуг, включая
повышение качества труда педагогических работников, и сформировать нашу позицию
по поводу его введения в образовательных учреждениях, с учетом необходимости
сохранения и укрепления права работников свободно распоряжаться своим трудом,
увеличения фондов оплаты труда в образовательных учреждениях в целях повышения
уровня оплаты труда педагогических и иных работников, преодоления сложившейся
тенденции нарастающей интенсивности труда как важнейшего механизма, влияющего
на рост заработной платы.
Обращаем Ваше внимание на то, что Программой
поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных
(муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы работа по заключению трудовых
договоров (дополнительных соглашений к уже заключенным трудовым договорам) в
связи с введением эффективного контракта
предусмотрено по мере готовности (нормативной правовой базы, необходимых и
достаточных условий финансирования для реализации этих мер и др.) в течение
всех трех этапов реализации этой Программы в период 2013-2018 годов.
|