На первый взгляд, федеральный бюджет образования в 2011 г.
представляется крайне благоприятным, а его рост – более чем
впечатляющим. Действительно, расходы консолидированного бюджета должны
вырасти приблизительно на 10% – с 1,9 до 2,1 трлн. рублей. Что же
касается роста федеральных расходов, то он похож на «большой скачок»:
округлённо, с 386 до 495,8 млрд. рублей, т.е. почти на 28%! Однако при
внимательном рассмотрении выясняется, что, как это часто бывает, в
деталях прячется «дьявол».
1. Образовательные расходы после «большого скачка» в 2011 г. ожидает
фактическая стагнация в виде роста по 3 млрд. в год, что составляет
менее 1%. Таким образом, за три года эти расходы вырастут примерно на
30%, что вряд ли покроет рост цен на товары первой необходимости.
Напомню: по данным Общественной палаты, доля расходов на образование в
России от ВВП составляет примерно 3,5%, тогда как в тех странах, которые
действительно намерены модернизироваться, – не менее 7%.
2. При почти скачкообразном росте федеральных расходов на образование
заработную плату преподавателей и стипендии студентов предполагается
проиндексировать на 6,5% с 1 июня и с 1 сентября, соответственно. Это
означает, что в расчёте на год зарплата увеличится на 3,5%, а стипендия –
на 2,2%. Это несопоставимо даже с официальной инфляцией, не говоря о
росте цен на товары первой необходимости. Более того, повышение зарплаты
и стипендий в 2012-2013 годах не запланировано вовсе. Напомню: в первом
квартале 2010 г. зарплата в сфере образования составляла в России 64%
от её уровня в промышленных производствах, а стипендия –
1/5 прожиточного минимума. Очевидно: в 2013 г. эти показатели снизятся,
соответственно, примерно до 50% и до 15%.
3. Выплату за классное руководство правительство не индексировало с
2006 г. И до 2013 г. включительно намерено оставить её на уровне
1000 рублей. Понятно, что в настоящее время реальная цена этой выплаты в
пересчёте на товары первой необходимости составляет, в лучшем случае,
половину от начального уровня, а в 2013 г. составит, в лучшем случае,
треть.
4. Сворачивается целый ряд направлений многократно хвалёного
национального проекта «Образование». Например, в 2013 г. не
предусмотрено финансирование:
– дистанционного образования детей-инвалидов – как будто всех уже обучили, а новых не родилось;
– совершенствования организации питания школьников. Между прочим, по
данным самого Минобрнауки, 30% всех школьных болезней связаны с плохим
питанием, а 90 тысяч парней ежегодно не могут быть призваны в армию
из-за дефицита массы тела.
5. Вопиющая диспропорция между ростом федеральных расходов на
образование в 2011 г. на 28% и ростом заработной платы и стипендий лишь
на 6,5% объясняется просто: большая часть дополнительных
средств уходит на коммунальные услуги, транспорт и связь, т.е. на нужды
так называемых естественных (или «противоестественных») монополий.
Другими словами, это означает, что предусмотренные расходы на
образование – это вовсе не образовательные расходы, а затраты на
жизнеобеспечение системы. Соответственно, достанутся они вовсе не
образованию, но в конечном счёте – всё тем же производителям сырья,
которые стремятся сравнять свои цены со среднеевропейскими, оставив
зарплату на прежнем уровне.
6. С учётом роста затрат на коммунальные расходы, транспорт и связь,
которые в разы превышают обещанный рост заработной платы, нет гарантий,
что в регионах эта заработная плата будет проиндексирована хотя бы на те
же 6,5%, что в федеральных учреждениях.
Федеральный бюджет 2011-2013 годов продолжает курс на обнищание
российской интеллигенции вообще и работников образования, в частности. Оригинальный текст здесь.
|